Подать жалобуСлово ЭкспертаЗолотые руки
  • 0

Низовая креативность, быт и гос. контроль. В каждом дворе – народный «центр современного искусства»


Нужна прозрачность
Современные питерские художники пытаются средствами искусства пробудить социальный активизм как раз применительно к сфере ЖКХ. Весьма забавно и поучительно.
Ниже — несколько цитат. Но лучше прочесть статью целиком.

«Мы ждали, когда что-нибудь починят. Нам починили крышу, то есть поставили заплатки так, что на следующий зимний сезон она уже не текла, хотя местами всё-таки протекало. Чуть-чуть. Где-то какие-то дырки. Потом у нас прорвало трубу, которая была на чердаке, и залило две комнаты. Но мы честно ждали, что нам сделают ремонт. Мы мало что понимали в этой структуре, но чувствовали, что нам вроде как обещали и, наверное, что-то должно произойти. И пока мы ждали, я всё больше и больше начинала злиться. Не понимала, что происходит. Как и многие, я думала, что за эти проблемы отвечает государство. Надо только заставить его решать их

Я начала рисовать эти протечки, которые уже не казались мне бедствием. Это было почти красиво. Можно было бы даже и оставить, местами. Параллельно я думала, что я могу сделать – как человек фиксирующий и рисующий? Я решила, что могу это зафиксировать, а потом сделать выставку и предъявить её всем этим службам ЖКХ, Смольному, всем.

Мне казалось, что никакие рассказы или фотографии не смогли бы передать то, как на самом деле это выглядело. Коммунальные службы и городские власти, возможно, мечтают, чтобы следы их бездеятельности поскорее были замазаны, желательно еще и самими жильцами. А мы наоборот, рисуем их и выносим на суд общественности.

… говорить с серьёзной интонацией на серьёзные темы – этим занимается много людей. Это очень важно и нужно, но нам было интереснее преподнести это с комичной, даже абсурдистской стороны. Поэтому праздник. В кавычках. Конечно, это трагедия. Я сталкивалась с тем, что, когда я рассказывала людям о предстоящем мероприятии, приглашала их, на меня смотрели и говорили, ну какой же это праздник. Что же ты издеваешься над бедными жильцами, которые как раз бедствуют. Я отвечала, что я и сама в такой же ситуации.

Мы старались сделать пространство максимально домашним и уютным. Надо отдать должное тем жильцам, которые пришли. Их было немного, к сожалению. Нас очень огорчило, что пришло 6 жильцов, тогда как в доме 64 квартиры.

Два скульптора стоят между стихией — В их мастерской вдруг прорвало сортир
И жижа ползает между творений
Так в верхний мир ворвался нижний мир.

Было бы здорово, если жильцы других дворов будут самоорганизовываться и проникнутся идеей таких выставок, даже и необязательно выставок, а мероприятий: праздников, чаепитий, детских утренников и тд. Начнут самостоятельно, но главное вместе, решать свои бытовые вопросы, поднимать важные темы по благоустройству двора и т. д… Такие очаги, можно было бы назвать народными «центрами современного искусства»

На мой взгляд, очень важно, чтобы у людей смещались координаты. Когда они приходят куда-то и вдруг видят нечто, что не вписывается ни в понятие социального форума, ни выставки, ни митинга, ни посиделок на кухне, ни во что-либо ещё. Непонятная вещь, и она двигает, чуть-чуть смещает центр тяжести восприятия.

Прошлой зимой, в Калининграде, мы устроили Неделю социализации. Её посыл, дружить и общаться, вызвал тогда немалый интерес со стороны Центра по борьбе с экстремизмом. После того, как мы опубликовали программу Недели, где, в числе прочего, анонсировался рассказ о деятельности центра Э, его сотрудники стали звонить в клуб «Альтернатива», где должна была пройти часть мероприятий. Они угрожали, что закроют клуб, что придут с проверкой и так далее. В этот раз, на Международном дне протечки было два сотрудника центра. Один присутствовал с самого начала, активно фотографируя и снимая видео из-под руки. Другой возник на полминуты в самом конце, когда участники праздника уже начали расходиться. Он снял на телефонную камеру объявление о празднике, двор и, фактически не отрывая глаз от экранчика, ушёл. Как ты считаешь, откуда такой интерес?

Социальное понимается государством как политическое, что безусловно верно. Однако вторая связка – политическое трактуется как экстремистское – показывает, что государство извращает смысл общественной (т.е. происходящей в полисе) жизни человека. То же самое (плюс патернализм и недоверие) происходит в сознании людей, которым несколько раз за одну, неполную, жизнь переламывали хребет.

Комментарии (0)

RSS свернуть / развернуть

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.