Подать жалобуСлово ЭкспертаЗолотые руки
  • +2

Почему «ЖКХ в кадре»?

Выбранный нами в этом разделе сайта объект наблюдения (интерьеры и экстерьеры подъездов многоквартирных домов) привычен и обыден, «слишком хорошо известен» из повседневной практики, и именно это методологически усложняет работу с ним.



Речь о том, что, вступая в непосредственный контакт с объектом проводимого исследования (то есть заходя в подъезд многоквартирного дома), мы неизбежно становимся участниками и заложниками привычной практики «прихождения в подъезд», которая заключается в максимально быстром преодолении этой буферной зоны, разграничивающей приватное и публичное пространства.
Понятно, что эта зона привычно и автоматически воспринимается как «чужое», порой враждебное, место; и что особенно важно для целей нашего исследования – критерии оценки её интерьеров и экстерьера, опять же, привычно и катастрофически занижены.

Иными словами, для того, чтобы организовать анализ и интерпретацию объектов такого типа, необходимо дистанцироваться от них и привычных, устойчивых практик контакта с ними.

Именно поэтому в исследовании мы воспользовались средствами визуальной социологии, а именно – структурированной и детально комментированной фотосъемки, то есть методами фотофиксации и формализации поля, позволяющими установить дистанцию, отстраниться от предмета исследования настолько, насколько это необходимо для интерпретации.

В известном смысле эта методика близка использовавшемуся формальной школой «эффекту отстранения» (die Verfremdung – Б. Брехт), то есть «созданию особого восприятия предмета, создание „ви́дения“ его, а не „узнавания“» (Виктор Шкловский).

Глаз «не видит» (не фиксирует) даже цвет глаз собеседника, если эта информация не важна в контексте беседы, а объектив «объективен». В отличие от человеческого глаза, который неизбежно избирателен и видит только то, что «необходимо» и «важно» видеть, фотоаппарат бесстрастно фиксирует всё, что оказывается перед его объективом, причём в строгом соответствии с раскадровками, разработанными заранее и обязательными для применения.

Итак, фотоаппарат видит то, чего не видит глаз (в привычных для него условиях); в лабораторных условиях глаз видит объект уже после того, как его «увидел» фотоаппарат, то есть анализируются результаты формализованной фотофиксации с очень высоким разрешением.

Таким образом, фотоаппарат используется нами как исследовательский инструмент, при помощи которого становится возможным изъять объект из привычного контекста и поместить в лабораторные условия, где уже в условиях иной ситуативности возможна «вторичная рецепция», то есть препарирование, анализ и интерпретация объекта исследования.

Фотографирование производилось таким образом, чтобы каждый объект в результате был представлен как визуальный текст со стандартным, единым для всех набором и порядком отдельных частей – фрагментов. Таким образом, фотонаблюдение преследовало ту же цель текстуализации (“thick description”) поля, что и другие виды наблюдения.

Полученный в результате наблюдения материал (визуальный текст) интерпретировался в соответствии с принципами «глубокого чтения» («сlose reading»), исходя из положения о его целостности и взаимообусловленности его частей и разных уровней его структуры.

Иными словами, фотофиксация дала возможность воспринимать объект исследования как систему, причём не только диахронически (как динамичную и развивающуюся), а как синхронный срез, который, в свою очередь, также является системой.

Форма несёт в себе самой внутреннее содержание, адекватное мироощущению актора (Оскар Вальцель), при этом внутренние связи в синхронном срезе имеют характер динамических напряжений: внутри системы, зафиксированной на момент времени, существует своя динамика.

Поэтому анализируемые и интерпретируемые изображения можно рассматривать как «карты» или «портреты», несущие информацию об акторах, их ценностных шкалах и взаимодействии.

Таким образом, зафиксированная на момент времени организация пространства мест общего пользования многоквартирных домов предстают как структурные звенья, связывающие поля публичной активности членов местного сообщества с их максимально закрытыми приватными полями, образованными семейными домохозяйствами.

Наконец, ещё одним соображением, которым мы руководствовались, избрав фотографирование как основной метод исследования, являлось то, что такого рода фиксация объекта и происходящих с ним процессов позволяет использовать полученные материалы не только для научного анализа в рамках текущего исследования, но для «портретирования» социальной картины города и его обитателей в состоянии на определённый момент истории. Уже сейчас, когда работа над проектом ещё продолжается, мы можем сказать, что этот материал, эти фотографии уже никому не принадлежат. Они есть сами по себе, живут своей жизнью, свидетельствуя о том, чем в является в Пскове общее пространство многоквартирных жилых домов.

Комментарии (1)

RSS свернуть / развернуть
комментарий был удален


Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.