Подать жалобуСлово ЭкспертаЗолотые руки
  • +1

Музейный networking в действии

В сентябре 1911 года («в лето от сотворения мира 7419») на Ольгинском мосту в Пскове состоялось торжественное открытие часовни Св. Анастасии. Текст мраморной плите на южной (в то время) стене увековечил имена строителей, инвесторов, попечителей стройки. И сегодня очень интересно разбирать вырезанные старорусской вязью строки, содержащие прозаическую информацию об инженере, помощниках инженера, «фактическом контролере», председателе строительно-хозяйственного комитета «и членах оного». Завершает перечень неброское упоминание «… по проекту академика архитектуры Алексея Викторовича Щусева».
Модерная Анастасьевская часовня, стилизованная под древнюю псковскую архитектуру, была надстроена над прежней (начала 18 века), засыпанной при необходимом для строительства Ольгинского моста выравнивании левого берега реки. Очевидно, что в ходе комплексного строительства было достигнуто взаимопонимание между церковными и светскими инстанциями. Гораздо более поразительной кажется история спасения часовни от неминуемого разрушения при строительстве нового моста через Великую в конце 1960-х гг. Здесь перед нами уже наглядный пример социального активизма. Работы по сносу часовни, не имевшей на тот момент статуса памятника, были приостановлены в результате прямых переговоров между музейными специалистами и строительными рабочими. Срочно был организован сбор сведений об истории часовни, проведены пробные расчистки стен и найдены фрески, выполненные по эскизам Н.К. Рериха. Памятник был сохранен: часовня распилена посередине (примерно по границе между старой и новой постройкой) и перенесена чуть в сторону, оказавшись почти под мостом. При этом ее повернули на 90 градусов, невольно нарушив логику восприятия рериховских росписей, тогда еще полностью не раскрытых.

По случаю столетия Анастасьевской часовни сотрудники Псковского музея-заповедника, совместно с членами Псковского областного отделения ВООППиК провели 3 сентября субботник, на который сумели собрать больше двадцати участников — непривычно много для мероприятия подобного рода в Пскове. Информация о субботнике прозвучала в группе «Защитим исторический Псков» в фейсбуке, в группах «Чистый Псков» и «Свободный берег» в вконтакте; с некоторыми волонтерами, принимавшими участие в ликвидации последствий весеннего наводнения в Мирожском монастыре сотрудники музея связались лично.

Это было общественное мероприятие в чистом виде. С практической точки зрения, для того чтобы скосить и убрать траву вокруг часовни достаточно было бы двух-трех человек. Вероятно, их могли бы даже при соответствующем обращении в муниципалитет прислать городские власти. Но суть мероприятия была совсем не в этом. Главную цель события можно сформулировать как социально-образовательную. Кто-то пришел, привлеченный редкой возможностью попасть внутрь часовни, посмотреть знаменитую живопись, послушать рассказ экскурсовода. Кто-то воспользовался ситуацией, чтобы расширить свою аудиторию и перекинуть мост к другим городским событиям. Так, например, господин И.Батов (по собственному утверждению, прямой потомок известного псковского домовладельца) с видимым удовольствием перелез через забор и произнес на крыльце часовни вдохновенный спич о необходимости устроить властям «новые Химки» в Корытовском лесу. Кто-то был рад возможности познакомиться с новыми людьми, обсудить общих знакомых, поработать на камеру или наоборот поупражняться в фото-видео съемке: не каждый день удается запечатлеть именитого псковского архитектора В.Шуляковского с граблями в руках.
При всем при том в центре внимания все же оставался юбиляр. Мы узнали, что Анастасьевская часовня сейчас находится в собственности «Росимущества», что дает возможность музею осуществлять лишь наблюдение и хранительский контроль. Поэтому, как ни досадно, к столетию часовни мы не имеем права ни побелить здание, ни обновить распадающуюся каменную кладку крыльца.

Абсурдна и ситуация с доступом к часовне, которая оказалась на частной территории гостиницы «Интурист», вход на которую осуществляется «строго по пропускам». На официальном сайте turchak.ru можно прочитать маловнятное объяснение, данное председателем Государственного комитета Псковской области по культуре в ответ на возмущенные вопросы горожан: «Федеральный памятник и частная гостиница связаны близостью расположения. Когда часовня передавалась от музея-заповедника в госказну, сотрудники музея посчитали, что с целью ее сохранности лучше оградить ее забором. ТУ «Росимущество» не занимается физической охраной памятников». Коротко, но неясно, почему нельзя было при этом сделать отдельный вход в непосредственной близости от часовни. Поначалу так оно и было: со стороны моста имеется калитка, а у музейщиков имелся ключ от нее. Затем появилась новое сеточное ограждение, разделившее территории двух гостиниц, и доступ к часовне стал возможен только со стороны улицы Розы Люксембург, через центральный вход в «Интурист». Путь от ворот лежит сначала через территорию, засыпанную крупным щебнем, затем по пустырю, заросшему высокой травой и кустами. Трудно представить себе, как можно проводить здесь организованные экскурсии, о которых пишет Александр Иванович. Впрочем, заявленная комитетом по культуре работа по «популяризации памятника» несомненно имела место в минувшую субботу. Только комитет по культуре не имел к ней никакого отношения.

Комментарии (1)

RSS свернуть / развернуть
+
0
avatar

edith

  • 04 сентября 2011, 17:31

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.