Подать жалобуСлово ЭкспертаЗолотые руки
  • +3

Евроремонт в Изборске

Петербург построен частным капиталом. В основном, частным: даже государи императоры и их ведомства как застройщики действовали так же, как дворянство и купечество.

А затем пришла красная бюрократия. И в городе перестали строить – стали застраивать. Во весь рост эта система развернулась в 60-е, с изобретением заводского блочно-панельного железобетонного домостроения. Бюрократия вполне в состоянии заменить и заказчика, и архитектора в градостроении.

В результате такого строительства получается Ленинград. Ржевки, купчино, бирюлево, завеличье – в любом городе нашей страны эти кварталы в изобилии.

Затем 90-е подарили нам знаменитый евроремонт в исполнении гастарбайтеров: малограмотные, примитивно устроенные ребята хотят сделать красиво, понаряднее, чтоб не хуже, чем как у людей. Побольше пластика, плитки, асфальта, сайдинга и прочей дешевки – получается евроремонт. Все вместе – единый стиль, историческое наследие 60-90-х гг., и раскинулись говногорода, друг от друга не отличишь, по всей стране. Скоро их черед становиться памятниками… государственной гоп-культуры.

Как только строительство или «благоустройство» планируется не на один дом или двор, а кварталами, районами – знайте: придет угрюмый чиновник, и, никого не спросив, начнет осваивать средства и территории, ворочать бульдозерами и трамбовать катками.

В самом деле, советская привычка наблюдать похабные мега-стройки помогает сразу распознавать «большой стиль» бюрократического строительства.

…так что скажем прямо: дождался и Изборск своего часа! Тротуары с типовым «бордюром», асфальт и разметкой – и реставрация под снос, то есть знакомым методом «до основанья – а затем». И крепость будет не хуже других, и на улицах порядок, и за разворот через сплошную можно лишиться прав прямо в поле. Цивилизация!..
Местные пишут протесты с малограмотными формулировками и примитивным алармизмом. Спекулируют близостью границы. Но они никому не нужны. Наш угрюмый чиновник не понимает смысла демократических процедур и искренне верит, что все решает начальство, единолично и в приказном порядке. У каждого начальника есть свой начальник, а еще бывает знакомство в министерстве, связи в совфеде, намеки проверяющих и поддержка во фракции… Бюрократические навыки – это все, из чего состоит чиновник-строитель.

Все предпраздничные инвестиции в Изборск направлены (а) на раскопки и реконструкцию памятников и (б) на дорожные работы. Инвестиций в развитие местного предпринимательства, торгового и ремесленного, даже не предусматривалось. Экономические навыки местных жителей деградировали все последние годы – теперь эта деградация будет заморожена и примет статусный вид: изборяне могут наниматься разнорабочими или тихо спиваться, не беспокоя господ туристов.

Местное сообщество может участвовать в изборском спектакле – но для этого оно нуждается в инвестициях. И в демократических взаимоотношениях с «властью».


Видимо, предстоит дискуссия. Точнее, продолжение: тезис об административном шовинизме был предложен в ответ на ситуацию с набережной. Ровно ту же болезнь мы диагностировали в себежском инциденте, когда глава района решил сделать жителям подарок. И с изборянами, и с себежанами, и с любыми другими локальными сообществами нужно общаться, выяснять их позицию, их цели – и помогать им в достижении этих целей. А не делать «подарки». Когда очередной администратор испытывает желание облагодетельствовать свой народ – он болен административным шовинизмом.

Есть ощущение, будто такова вся власть в России, от Путина до мелких чиновников на другом конце федеральных целевых программ. Это неправда – но факт состоит в том, что каждый раз, когда угрюмый чиновник прет поперек локальных сообществ, «осваивая» их жизненное пространство – в ответ проклинают всю страну.
А зря.

Комментарии (0)

RSS свернуть / развернуть

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.